Толкование утренних молитв

Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:

Молитва на церковнославянском Перевод
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь. Именем Отца, и Сына, и святаго Духа. Аминь.

Во имя – именем, в честь, славу. В данном случае означает, что всё последующее говориться непосредственно Богу, перед Богом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа – см. слова Господа, обращенные к Апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго духа (Мф. 28, 19), т.е. Бога, Единого в Трех Лицах.

Аминь – верно, истинно, истинно так, подлинно (с др.-евр. яз.). Это слово употребляется при окончании многих молитв для большей силы утверждения истинности сказанного.

Эта молитва называется начальною, потому что мы произносим ее прежде всех молитв, в начале всех молитв. В ней мы просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, то есть Пресвятую Троицу, невидимо благословить нас на предстоящее дело Своим именем.

Молитва мытаря
(Евангелие от Луки, глава 18, стих 13)

Молитва на церковнославянском Перевод
Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон) Боже, будь милостив ко мне, грешному. (Поклон)

Мытарь – сборщик податей и пошлин в Палестине. «Грешник», «язычник» и «мытарь» были синонимами у евреев того времени.

Это молитва мытаря (сборщика податей в древности), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Вот как описано это а Евангелии: Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне , грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий себя сам, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк. 18, 9-14).

Молитва предначинательная

Молитва на церковнославянском Перевод
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Хвала (или Слава) Тебе, Боже наш, хвала Тебе.

Предначинательная – первоначальная, начальная.
Иисус – с евр. Спаситель.
Иисусе, Христе, Сыне, – (здесь и далее) формы звательного падежа, употребляемого в церк.-слав. языке при обращении к кому-либо.
Христос – с греч. Помазанник (по-еврейски Машиах, отсюда слово Мессия). Он назван так потому, что в полной мере имел те дары Святого Духа, которые в Ветхом Завете через помазание получали цари.
Помилуй нас – будь милостив к нам, прости нас.
Молитв ради – ради молитв или по молитвам.
Слава – от слова слыть (быть известным). Соответствующее слово в Ветхом Завете имеет такие значения, как весомость, значительность, почет, уважение.

В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его. Ее можно сказать короче: Слава Богу. Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу за Его милости к нам.

Молитва Святому Духу

Молитва на церковнославянском Перевод
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, вездесущий и весь мир наполняющий, Источник благ и Податель жизни, прииди и вселись в нас и очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши.

Царю, Утешителю,  Душе  (Дух), Подателю, Блаже (Благой) – формы звательного падежа.
Утешителю – означает призываемый на помощь, Покровитель, Заступник. Греческий глагол утешать имеет также значения: успокаивать, умиротворять, утешать в скорби, а также убеждать, наставлять к добродетельной жизни.
Иже  (яже, еже) – который, которые (которая, которое). Иже может также иметь значения: кто; то, что; кто-нибудь; этот и др.
Иже везде сый и вся исполняяй – пребывающий везде, как Бог, и все (весь мир, все бытие) наполняющий.
Сый – сущий, находящийся.
Сокровище благих – Источник, Сокровищница, вместилище всего благого, доброго.
Жизни Подателю – букв. значение греч слова хоригóс (податель) – тот, кто за свой счет поставлял (в Афинах) хор для празднеств (что было одной из самых расходных общественных повинностей, а потому вменялось в обязанность лишь самым богатым гражданам города). Позднее это слово стало означать  вообще помощник, тот, кто доставляет что-либо или снабжает чем-либо: провиантом, жизненными припасами, принимая на себя все расходы.
В ны – в нас.
Блаже – Благим Святой Дух именуется как одно из лиц Пресвятой Троицы, ибо никто не благ, как только один Бог (Мк. 10, 18).
От всякия скверны – от всякой нечистоты, то есть от всех грехов.

Молитва Святому Духу – это стихира праздника Пятидесятницы. С периода от Пасхи до Пятидесятницы не читается.

В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Называем Его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях. Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению. Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нужно иметь. Мы называем Духа Святого жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от его получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов. Мы обращаемся к Нему с просьбой: «Прииди и поселись в нас», то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме, очисти нас от всякой скверны, то есть грехов, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и чрез это даруй нам Царство Небесное. Утешетелем и Духом истины назвал Его Иисус Христос в сокровенной беседе с учениками на Тайной вечере:

Утешитель же, Дух святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин.14:26).

Когда же приидет Учитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне

(Ин.15:26).
Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин.16:13-14).

Дух Святой, сойдя на апостолов по Вознесении Господнем, утешил их в разлуке с Господом, и они радовались, что Он вселился в них и стал наставлять их на всякую истину. Точно так же Дух Святой может утешить нас в скорби и несчастье и дать нам всякое благо и познание истины. Жизни Подателю… Эти слова молитвы соотносятся со словами 8-го члена Символа веры: И в Духа Святаго, Господа, Животворящего… В «Пространном христианском катихизисе» святителя Филарета поясняется: «Это следует понимать так, что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает всему сотворенному жизнь, и особенно духовную жизнь людям».

К Святому Духу мы обращаемся в начале наших молитв, так как дар истинной молитвы — это тоже дар Святого Духа.

Примечание. От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь Пасхи:
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав (Трижды).
От Вознесения до Троицы начинаем молитвы келейного правила (утренние и на сон грядущим) со Святый Боже, опуская все предшествующие.
Это замечание относится и к молитвам на сон грядущим.
Молитва Святому Духу не читается от Пасхи до Троицы — в период, когда мы, по Распятии и Воскресении Христовом, символически ожидаем Сошествия Святого Духа. Впервые после перерыва эта молитва прозвучит на всенощном бдении праздника Пятидесятници, или Троицы.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Крепкий – сильный. Безсмертный – неумирающий, вечный.

Эту молитву мы читаем три раза в честь трех Лиц Святой Троицы. Эту молитву называют «Трисвятое», или «Ангельская песнь», потому что ее воспевают святые Ангелы, окружая на небе Престол Божий. Христиане стали употреблять эту молитву после 400 года, когда сильное землетрясение в Константинополе разрушило дома и селения, и народ вместе с императором Феодосием  II обратился к Богу с молитвой. Во время молебна один благочестивый отрок на виду у всех был поднят невидимою силою на небо, а потом невредимым опять опущен на землю. Он рассказал, что слышал на небе пение Ангелов: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный. Умиленный народ, повторив эту молитву, прибавил: помилуй нас, и землетрясение прекратилось. В этой молитве Богом мы называем первое Лицо Святой Троицы – Бога Отца; Крепким – Бога Сына, потому что Он такой же всемогущий, как и Бог Отец, хотя по человечеству Он страдал и умер; Бессмертным – Духа Святого, потому что Он не только Сам вечен, как Отец и Сын, но и всем тварям дает жизнь и бессмертную жизнь людям. Так как в этой молитве слово Святый повторяется три раза, то она и называется «Трисвятое».
Царю Небесный: Дух Святой, как Бог, царствует над всей вселенной, так что все находится в Его силе и власти.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ныне – теперь.
Присно – всегда.
Во веки веков – вечно.
Ныне и присно и во веки веков – ныне и всегда, и в бесконечные веки. Ныне и присно относятся к нашему миру, а во веки веков – к вечности.

В этой молитве мы ничего не просим у Бога, только славим Его, явившегося людям в трех Лицах: Отца, и Сына, и Святого Духа, Которым теперь и вечно принадлежит одинаковая честь прославления. Этот краткий хвалебный гимн Пресвятой Троице составлен патриархами Антиохийскими Мелетием и Флавианом ( IV век) как утверждение догмата веры о равенстве Трех Лиц Святой Троицы.

Молитва ко Пресвятой Троице

Молитва на церковнославянском Перевод
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Пресвятая Троица, помилуй нас. Господи, очисти нас от грехов наших; Владыка, прости беззакония наши; Святый, посети нас и исцели наши болезни, для прославления имени Твоего.

Пресвятая – в высшей степени святая.
Троице – Троица, три Лица Божества: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Грехи и беззакония – дела наши, противные воле Божией.
Посети – приди.
Исцели – излечи.
Немощи – слабости, грехи, бессилие.
Имене Твоего ради – для прославления имени Твоего.

Эта молитва – просительная. В ней мы обращаемся сначала ко всем трем Лицам вместе, а потом к каждому Лицу Троицы отдельно: к Богу Отцу, чтобы Он очистил грехи наши; к Богу Сыну, чтобы Он простил беззакония наши; к Богу Духу Святому, чтобы Он посетил и исцелил немощи наши. Слова имене Твоего ради относятся опять ко всем трем Лицам Святой троицы вместе, я у Него одно, а потому мы говорим «имене Твоего», а не «имен Твоих».

Господи, помилуй (Трижды)

Помилуй – будь милостив, прости.
Трижды – по числу Лиц Святой Троицы.

Это древнейшая и общая у всех христиан молитва. Мы ее произносим, когда вспоминаем наши грехи. Во славу Святой троицы эту молитву мы произносим три раза. Двенадцать раз мы произносим эту молитву, испрашивая у Бога благословение на каждый час дня и ночи. Сорок раз – для освящения всей нашей жизни.

Слава и ныне: — во всех случаях подобных написаний следует читать полностью: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Молитва Господня

Молитва на церковнославянском Перевод
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Отец наш, Сущий на небесах! Да прославится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня, и прости нам долги наши, как и мы прощаем согрешивших против нас; и не допусти нам впасть в искушение, но избавь нас от лукавого (диавола).

Отче – Отец (обращение – форма звательного падежа).
Еси –  форма глагола быти во 2-м лице единств. числа настоящего времени.
Иже еси на небесех – Который находится на небесах, или небесный.
Да святиться имя Твое – прославится. Комментарий св. Иоанна Златоуста: «Говоря да святится имя Твое, мы не приносим Богу якобы не существующую у Него святость, но существующую прославляем».
Яко – как.
На небеси – на небе.
Насущныйбукв. с греч. – необходимый для существования.
Даждь – дай.
Днесь – сегодня, на нынешний день.
Якоже – как.
Остави – прости.
Дóлги – грехи.
Должником нашим – тем людям, которые согрешили против нас.
Не введи нас во искушение – не допусти нам впасть в соблазн.
От лукаваго – от диавола и, вообще, от всякого зла..

Эта молитва называется Господнею, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам. Объяснение молитвы Отче наш

Тропари Троичные

Молитва на церковнославянском Перевод
Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
Слава: От одра и сна воздвигл мя еси, Господи, ум мой просвети и сердце, и устне мои отверзи, во еже пети Тя, Святая Троице: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
И ныне: Внезапно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся, но страхом зовем в полунощи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.Господи, помилуй. (12 раз)
Восстав от сна, припадаем к Твоим стопам, Благой, и ангельскую песнь возглашаем Тебе, Сильный: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас.
Слава: С постели и от сна Ты поднял меня, Господи, ум мой просвети и сердце, и уста мои отверзи, чтобы воспевать Тебя, Святая Троица: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас.
И ныне: Внезапно Судия придет, и дела каждого обнаружатся. Но в страхе воскликнем в полночь: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас.Господи, помилуй. (12 раз)

Тропáрь –  краткая песнь, в которой прославляются дела Бога или святых Его.
Тропари Троичные – тропари, обращенные ко Пресвятой Троице.
Припадаем Ти – припадаем к Тебе (букв. к Твоим стопам).
Ангельскую песнь вопием – воспеваем песнь, которой Ангелы славят Бога. Пророк Исаия повествует о Серафимах, стоящих вокруг Престола Господня и взывающих друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6, 2-3). (Господь Саваоф – Господь Небесных (Ангельских) сил, воинств.)
Богородицею – по молитвам Богородицы.
Одр – ложе, кровать.
Воздвигл мя еси – поднял меня.
Во еже пети Тя – чтобы воспевать Тебя.
Внезапно Судия приидет – внезапно придет Господь судить каждого из нас (наша смерть) и все человечество (Страшный Суд).
Коегождо – каждого.
Обнажаются – откроются.
Страхом – в страхе, от страха.
Зовем – здесь: да  взываем,  да восклицаем ( в греческом тексте молитвы буквально: воскликнемте). (В церковнославянском языке нет звука «ё», поэтому следует читать «зовéм», а не «зовём», «твоé», а не «твоё», «моé», а не «моё» и т.д.)
В полунощи – в ночи греховной. Полночь – время полуночных молитв.

Каждый из этих тропарей завершается троекратным славословием Пресвятой Троице – песней, взятой от Ангелов – и призывом о помиловании по молитвам Пресвятой Богородицы.
Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже…  Едва пробудившись от сна, мы обращаемся, и должны непременно первым делом обращаться, к Триединому Богу со славословием ангельским и ради предстательства о нас Божией Матери, просим себе помилования.
От одра и сна воздвигл мя еси, Господи… После сна и ум и сердце, и уста наши бывают ленивы к Богу и обращаются к мирским вещам – и мы просим, чтобы Сам Господь просветил наши сердце и ум, а уста открыл на ангельское славословие и помиловал бы нас по заступлению Пресвятой Богородицы.
Внезапно Судия приидет… Мы вспоминаем тот страшный час, когда Небесный Судия, Господь Иисус Христос, второй раз придет в человеческом виде на землю – придет судить людей за их дела, которых уже нельзя будет скрыть: всякая правда и неправда откроются, и не для одного Бога всесведущего, но и для всех людей: каждый из нас тогда увидит и узнает все дела своего ближнего, узнаем мы и сами дела, которые уже забыли. Страшен будет тот час, потому что нечем нам будет оправдаться перед Богом; только и остается надежда на ходатайство о нас святых Ангелов и Божией Матери, к заступлению Которой мы прибегаем: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
Песнь Ангелов «Свят, Свят, Свят Господь Бог!» донес до нас еще пророк Исаия: Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! (Ис.6:2-3). Это видение повторяется в Откровении (Апокалипсисе) святого Иоанна Богослова: …посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади… И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр.4:6-8). Эта Ангельская песнь, в которой Бог трижды именуется Святым, была одной из первых вестей о великой тайне Троичности Божества.
«Святые Серафимы через тройное Свят объявляют нам о Трех Ипостасях пресущественного Божества. А через едино господство они возвещают как о единой сущности, так и о едином Царстве Богоначальной Троицы».

Молитва ко Пресвятой Троице

Молитва на церковнославянском Перевод
От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати и славословити державу Твою. И ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Восстав от сна, благодарю Тебя, Святая Троица, ибо по множеству Твоей благости и долготерпению не прогневался на меня, ленивого и грешного, и не предал меня смерти за беззакония мои, но оказал мне свойственное Тебе человеколюбие и поднял меня, в беспечности лежащего, чтобы принести Тебе утреннюю молитву и прославлять силу Твою. И ныне просвети мысли мои, отверзи уста мои, чтобы мне поучаться слову Твоему и уразумевать заповеди Твои, и исполнять волю Твою, и прославлять Тебя в благодарном сердце и воспевать всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и всегда, и в веки вечные. Аминь.

Яко многия ради Твоея благости – ибо по множеству Твоей благости.
Ниже погубил мя еси – и не предал меня смерти (нижé – и не: соединение союзов ни и же).
Обычноздесь: как всегда, как Ты постоянно делаешь..
Нечаяние – неведение, беспечность, отчаяние.
Во еже – чтобы.
Утреневати – рано вставать, возносить утреннюю молитву.
Держава – сила, власть.
Очи мысленныя – мысли, ум.
Отверзи – открой.
Словесем Твоимздесь: учению, слову Твоему (а не словам).
Пети Тя во исповедании сердечнем – в греческом тексте молитвы буквально: бряцать Тебе славу в благодарении сердца, то есть прославлять Тебя в благодарном сердце.
Исповеданиездесь: слава, хвала, благодарение.

Сон – образ смерти. Пробудившись от сна, от сонного забвения и нечувствия, мы возносим Господу благодарение за то, что Он не прогневался за наши грехи и даровал нам жизнь нового дня, что Он воздвиг нас с ложа нашего, чтобы поутру мы могли прославлять державу Его. Первая забота – прославление имени Божия, угождение Богу. Но угождать Богу мы можем лишь по Божией благодати – поэтому просим Господа просветить наши мысленные очи, просим открыть наши уста для поучения в законе Господнем и разумении и исполнении заповедей Его, для того, чтоб творить во всем волю Его, чтобы петь Богу хвалу не только сейчас, в положенный час утренней молитвы, но и во весь предстоящий день, и во все дни жизни нашей.

Молитва на церковнославянском Перевод
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)
Приидите, поклонимся Царю нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и повергнемся на землю пред Христом Царем, нашим Богом. (Поклон)
Приидите, поклонимся и повергнемся на землю пред самим Христом, Царем и Богом нашим.(Поклон)

Цареви – Царю.
Припадем – повергнемся на землю (к стопам), поклонимся.

В этой молитве мы призываем не только все свои душевные и телесные силы, но и всех верующих (при храмовой или общей молитве) поклониться Царю нашему и Богу Иисусу Христу.

Псалом 50, покаянный

Псалом 50 — текст и толкование

Символ веры

Символ веры — текст и толкование

Молитва первая, святого Макария Великого

Молитва на церковнославянском Перевод
Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков Аминь. Боже, очисти меня грешного, так как никогда я не сделал доброго пред Тобою; но избавь меня от зла, и пусть будет во мне воля Твоя, чтобы мне не в осуждение открыть уста мои недостойные и восхвалить имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и всегда, и в веки вечные. Аминь.

Якоздесь: так как.
Николиже – никогда.
Сотворих – я сотворил (соделал).
Неосужденно – не подвергаясь осуждению.
Отверзу – открою.

Молитва вторая, того же святого

Молитва на церковнославянском Перевод
От сна востав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе, и припадая вопию Ти: не даждь ми уснути во греховней смерти, но ущедри мя, распныйся волею, и лежащаго мя в лености ускорив возстави, и спаси мя в предстоянии и молитве, и по сне нощнем возсияй ми день безгрешен, Христе Боже, и спаси мя. Восстав от сна, в полночь приношу песнь Тебе, Спаситель, и, припадая к стопам Твоим, взываю к Тебе: не дай мне уснуть во греховной смерти, но сжалься надо мною, добровольно распявшийся, и, лежащего меня в беспечности, поспеши поднять, и спаси меня, стоящего пред Тобою на молитве; и после сна ночного ниспошли мне ясный и безгрешный день, Христе Боже, и спаси меня.

Вопию – восклицаю, громко взываю.
Не даждь ми – не дай мне.
Ущедри ми – умилосердись надо мною (смилуйся надо мною). Буквально: сжалься надо мною.
Распныйся волею – добровольно распявшийся.
В лености – в беспечности (о своем спасении).
Ускорив возтави – поспеши поднять, восставить.
По сне нощнем – после ночного сна (расширительно: после греховного помрачения).
Возсияй – ниспошли.

Молитва третья, того же святого

Молитва на церковнославянском Перевод
К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь. К Тебе, Владыка Человеколюбец, восстав от сна, спешу я; и за угодные Тебе дела принимаюсь по милосердию Твоему и молюсь Тебе: помоги мне во всякое время и во всяком деле, и избавь меня от всяких мирских злых дел и от диавольского действия, и спаси меня, и введи в Царство Твое вечное. Ибо Ты – мой Творец и всякого блага Источник и Податель; в Тебе же – вся надежда моя, и Тебе хвалу воссылаю, теперь, и всегда, и в веки вечные. Аминь.

Прибегаю – прихожу, ища помощи; обращаюсь за помощью.
Подвизаюся – спешу; устремляюсь.
Милосердием Твоим – по милости Твоей.
Помози – помоги.
На всякое время, во всякой вещи – всегда и во всем.
От всякия мирския злыя вещи – от всякого зла этого мира; вообще мирским именуется все, относящееся к страстям мира сего.
Диавольскаго поспешения – содействия диавола, диавольского соблазна (поспешение – помощь в достижении чего-либо).
Мой Сотворитель – мой Творец.
Промысленник – Премудрый Попечитель, Промыслитель.
О Тебе – на Тебя.

В этой молитве мы изъявляем готовность и желание перед Богом по пробуждении от сна заниматься делами, назначенными каждому Богом, и просим у Него помощи на эти дела; просим также, чтобы Он сохранил нас от грехов и ввел нас в Царство Небесное. Молитва заканчивается славословием Богу.

Молитва четвертая, того же святого

Молитва на церковнославянском Перевод
Господи, Иже многою Твоею благостию и великими щедротами Твоими дал еси мне, рабу Твоему, мимошедшее время нощи сея без напасти прейти от всякаго зла противна; Ты Сам, Владыко, всяческих Творче, сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, Ты, по многой Твоей благости и великому Твоему милосердию, дал мне, рабу Твоему, минувшую ночь эту провести без искушений от всякого противостоящего мне зла. Ты Сам, Владыка, Творец всего, удостой меня при свете Твоей истины с просвещенным сердцем исполнять волю Твою, ныне, и всегда, и в веки вечные. Аминь.

Господи, Иже многою Твоею благостию – Господи, Ты, по многой Твоей благости.
Мимошедшее – прошедшее, ушедшее.
Без напасти прейти от всякаго зла противна – провести без искушений от всякого противостоящего (мне) зла.
Всяческих Творче – Творец всего сущего (звательный падеж). Выражения  всяческая, вся тварь употребляются в языке Церкви для обозначения всего созданного Богом мира – земного и небесного, видимого и невидимого.
Сподоби – удостой.

Молитва пятая, святителя Василия Великого

Молитва на церковнославянском Перевод
Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение; Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим, и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением, или неведением согрешенная нами; и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь. Господи Вседержитель, Боже сил бесплотных и всякой плоти, на высотах небесных живущий и преклоняющий взор на земное, испытывающий сердца и помыслы и ведающий тайны человеческие, Безначальный и Вечный Свет, Который не имеет изменения в силе и нигде не оставляет затененного места. Ты Сам, Бессмертный Царь, прими моления наши, которые  мы сейчас, надеясь на обилие сострадания Твоего, оскверненными устами приносим Тебе; и прости нам прегрешения наши, совершенные нами делом, словом и мыслию, сознательно или по неведению, и очисти нас от всякой нечистоты плоти и духа. И даруй нам с бодрствующим сердцем и трезвым разумом всю ночь нашей нынешней земной жизни пройти ожидающими наступления светлого и славного дня Второго Пришествия Единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда Он, Судия всех, придет со славою воздать каждому по делам его; да окажемся не лежащими и обленившимися, но бодрствующими и поднявшимися исполнять заповеди Его, и войдем с Ним в радость и Божественный чертог славы Его, где неумолкающие голоса празднующих и невыразимая радость созерцающих несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты истинный Свет, просвещающий и освящающий весь мир, и Тебя воспевает все творение в веки вечные. Аминь.

Боже сил и всякия плоти – Бог небесных сил бесплотных и всего наделенного плотью творения.
В вышних живый – живущий на небе, на высотах небесных.
На смиренныя призираяй – милостиво преклоняющий взор на смиренное, нижнее, земное.
Сердца же и утробы испытуяй – наблюдающий (проникающий) сердца и сокровеннейшие помыслы.
Сокровенная человеков яве предведый – провидящий (знающий наперед) тайны человеческие.
Безначальный – не имеющий начала Своему существованию.
Присносущный – Вечный (всегда Существующий).
У Него же несть пременение, или преложения осенение – (Свет), у Которого нет изменения в силе (в противоположность видимому свету) и Который не оставляет ничего  затененным (освещая, озаряя все).
Пременение – изменение; осенение – тень).
Яжездесь: которые (то есть наши моления).
Остави – прости.
Ведением – сознательно.
Бодренным сердцембукв. с бодрствующим сердцем, т.е. хранящим заповеди Господни, ожидающим посещения Божия.
Трезвенною мыслию – мыслью трезвящейся, способной сопротивляться всякой диавольской лести (обману), прелести.
Настоящаго жития нощь прейти – ночь здешней, теперешней (земной) жизни.
Явленнаго дне – славного дня (т.е. времени Второго Пришествия); день – в противоположность здешней земной жизни, как свет противоположен тьме.
Воньже – в него ( в этот день). (Написание в онь же, в онь ошибочно. Такое написание родилось из понимания слова как соединения предлога в с местоимением он; это верно по содержанию, но не по форме.)
Комуждо – каждому.
По делом – по делам, согласно делам.
Не падше и обленившеся – не лежащими и сонными.
Обрящемся готови – окажемся готовыми; Ты найдешь нас готовыми.
Идеже празднующих – где торжествующих.
Доброта – красота, благость.Неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную – невыразимая, несказанная радость видящих непередаваемую красоту Твоего лица. (Несказанная красота Лика Божия – не эстетическое понятие, а слияние высшей красоты и высшего Блага. Прекрасное церковнославянское слово добрóта, созвучное нашему добро, добротá, должно возвратить наш ум к пониманию добра и блага, как предельной, высшей красоты.)
Всяческая – все сущее, весь мир.
Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая – ибо Ты есть истинный Свет, весь мир просвещающий и освящающий.

Молитва шестая, того же святого

Молитва на церковнославянском Перевод
Тя благословим, вышний Боже и Господи милости, творящаго присно с нами великая же и неизследованная, славная же и ужасная, ихже несть числа, подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея и ослабление трудов многотрудныя плоти. Благодарим Тя, яко не погубил еси нас со беззаконьми нашими, но человеколюбствовал еси обычно, и в нечаянии лежащия ны воздвигл еси, во еже славословити державу Твою. Темже молим безмерную Твою благость, просвети наша мысли, очеса, и ум наш от тяжкаго сна лености возстави; отверзи наша уста, и исполни я Твоего хваления, яко да возможем непоколеблемо пети же и исповедатися Тебе, во всех, и от всех славимому Богу, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Тебя восхваляем, Всевышний Боже и Господи милости, всегда творящего с нами дела великие и непостижимые, достойные прославления и ужасные, которым нет числа, подавшего нам сон для успокоения немощи нашей и для отдыха от трудов много трудившейся плоти. Благодарим Тебя, что не погубил нас с беззакониями нашими, но поступил, как обычно, человеколюбиво и нас, в бесчувствии сна лежащих, воздвиг на прославление могущества Твоего. Потому мы молим Твою безмерную благость: просвети наши мысли, очи, и ум наш от тяжкого сна лености пробуди; отверзи наши уста и наполни их словами  Твоего восхваления, да сможем с непоколебимой верой приносить Тебе хвалебное пение и прославлять Тебя, во всех и от всех прославляемого Бога, Безначального Отца с Единородным Твоим Сыном и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и в веки вечные. Аминь.

Тя благословим – Тебя восхваляем (слово благословúти означает в церковнославянском языке, вслед за греческим, не только привычное нам священническое или родительское благословение, но вообще благое слово – хвалу).
Вышний – находящийся превыше всего.
Неизследованная – непостижимое (в церковнославянском  языке в обобщенное значении существительного употребляются прилагательные среднего рода множественного числа: великая и неизследованная, славная и ужасная, их же несть числа – великое и непостижимое, славное и изумляющее без числа).
Ужасная – вызывающие изумление (трепет, страх).
Во упокоение немощи нашея – для отдыха, необходимого из-за нашей телесной немощи.
… и ослабление трудов многотрудныя плоти – и для расслабления, облегчения от трудов (т.е. страданий, болезней) многострадальной, многоболезненной плоти.
Обычно – как всегда; как Ты постоянно делаешь.
Но человеколюбствовал еси обычно – но явил обычное (Твое) человеколюбие.
В нечаянии лежащия ны – нас, спящих (как во сне не осознающих окружающей действительности).
Во еже славословити державу Твою – чтобы мы прославляли Твое могущество (силу, власть).
Темже – поэтому, потому, итак, для того.
Очеса – очи.
Исполни я Твоего хваления – наполни их хвалами, Тебе возносимыми.
Яко да возможем непоколебимо пети же и исповедатися Тебе – да сможем мы с непоколебимой (ничем, никакими искушениями) верой приносить Тебе хвалебное пение и исповедывать Тебя (нашим Богом).
Во всех и от всех – во всем творении и всеми созданиями (славимому).

Обратите внимание на сходство этой молитвы с утренней молитвой ко Пресвятой Троице. Можно сравнить эти две молитвы. Заметьте, что молитва ко Пресвятой Троице построена в единственном числе (обращена к Богу от «я»), а молитва святителя Василия Великого – во множественном (от «мы»). В молитвенном правиле мудро чередуются молитвы с «я, меня» – таковы, например, все молитвы преподобного Макария Великого, – и молитвы во множественном числе («мы, нас»), пример чего подает прежде всего молитва Господня. Это приучает христианина постоянно молиться за ближних, Церковь и весь мир Божий и в то же время никогда не молиться отвлеченно, «вообще» – не забывать об отчаянном состоянии собственной души.

Молитва седьмая, ко Пресвятой Богородице

Молитва на церковнославянском Перевод
Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати. Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей. Бдети к песни укрепи, уныния сон отгоняющи. Связана пленицами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто. В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляющи мя. Жизнодателя Бога рождшая, умерщвлена мя страстьми оживи. Яже Свет невечерний рождшая, душу мою ослепшую просвети. О дивная Владычня палато, дом Духа Божественна мене сотвори. Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти. Волнующася житейскою бурею, ко стези мя покаяния направи. Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара. Да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повинника. Нова сотвори мя, обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми, сподоби. Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающи. Стенания от сердца приношу Ти непрестанно, усердствуй, Владычице. Молебную службу мою приими, и Богу благоутробному принеси. Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори. Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи. Руце воздею и устне к похвалению, осквернены скверною, Всенепорочная. Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи; Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Воспеваю благодать Твою, Владычица, и молю Тебя, ум мой облагодатствуй. Наставь меня ходить право путем Христовых заповедей. Укрепи бодрствовать в пении, отгоняя сон унылого расслабления. Связанного цепями греховных падений мольбами Твоими освободи, Невеста Божия. Ночью и днем сохраняй меня, избавляя от нападающих врагов. Бога родившая, Подателя жизни, меня, умерщвленного страстями, оживи. Свет Невечерний родившая, душу мою ослепшую озари светом. О дивный Чертог Владыки, домом Духа Божественного меня соделай. Врача родившая, уврачуй многолетние страсти души моей. Носимого житейскою бурею, к пути покаяния меня направь. Избавь меня от огня вечного, злого червя и преисподней. Не допусти бесам порадоваться обо мне, виновном во множестве грехов. Обнови меня, Пренепорочная, обветшавшего от согрешений, которых я и не чувствую. Яви меня непричастным всякой муке и умоли обо мне Владыку всего мира. Помоги мне приобщиться к небесному веселью со всеми святыми. Пресвятая Дева, услышь глас негодного раба Твоего. Даруй мне потоки слез, Пречистая, души моей скверну очищающие. Стоны сердечные приношу Тебе непрестанно, – усердствуй, Владычица. Молитвенное служение мое прими и Богу милосердному принеси. Вознесенная выше Ангелов, над мирским смятением меня вознеси. Светоносная Скиния небесная, духовную благодать во мне направь. На восхваление Твое, Всенепорочная, воздеваю руки и уста, оскверненные скверною. От повреждающих душу зол избавь меня, Христа усердно умоляя, Которого подобает почитать и поклоняться Ему ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Облагодати – наполни благодатью.
Пленицами – цепь, узы.
Разреши – освободи (разреши от уз).
Борющих враг – от нападающих (на меня) врагов.
Умерщвлена  мя страстьми – меня, (душой, совестью) омертвевшего от страстей.
Ослепшую – не способную видеть истину.
Владычня палато – Чертог, храм Владыки.
Волнующася – волнуемого, колеблемого (сотрясаемого).
Стезя – тропа, дорога.
Вечнующаго – вечного.
Тартар – адская бездна.
Иже многим грехом повинника – виновника многих грехов.
Обетшавшаго – обессиленного, сокрушенного, ослабевшего, одряхлевшего.
Нечувственными  согрешении – от бесчувственных грехов (т.е. грехов неощущаемых, к которым я потерял чувствительность).
Странна – чуждого, оставшегося в стороне.
Сподоби – удостой.
Непотребнаго – негодного, бесполезного.
Благоутробный – милосердный (буквально: имеющий благое сердце).
Слитие – смешение, соединение.
Мирскаго мя превышша слития сотвори – возвысь (вознеси) меня над страстями; сотвори меня выше смешения со всем мирским (со страстями), букв., возвысь меня над суетой, смятением, возмущением и беспорядочностью мира сего.
Сене небесная – Сень, вмещающая Бога, живущего на небесах (Сене – звательный падеж).
Воздею – поднимаю, обращаю (к Тебе в молитве).
Душетленных мя пакостей избави – избавь меня от зла, растлевающего мою душу.
Прилежно – усиленно.

Нова сотвори мя обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Молитва указывает на важную сторону в действии греха: он делает человека все более нечувствительным к духовному, становится все менее заметным для согрешающего, который при этом теряет свежесть и крепость, ветшает, слабеет, все далее отходя от Источника истинной благодатной жизни.

Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори. Это прошение к Высшей небесных Сил Богоматери (Честнейшей Херувим и славнейшей Серафим) о неотмирности, необходимом свойстве христианина. Прилепляться к похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, сливаться с нею, впускать ее в себя – нельзя, но избегнуть такого мирскаго слития можно только помощью Божией благодати.

Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи. Сень – это тень (вспомним русское слово сени – пристройка к дому, дающая тень, или тени – сени, в жаркую погоду). Выражение Светоносная Сене небесная настолько глубоко и богословски значимо, что простой перевод ничего не объяснил бы. В основе – представление о светоносном мраке Божества, невместимого, непредставимого, неприступного Бога. Облако покрывает гору Синай, когда Бог сходит на нее в огне беседовать с Моисеем (см. напр., Втор. 4, 11; Исх. 20, 21). Невозможность познания Бога и приближения к Нему разрешается только тем, что Бог воплотился и вочеловечился. Вот почему Пресвятая Богородица для нас не только Неопалимая Купина, которую не сжигает огонь Божества, но и Светоносная Тень Божественного «Мрака», подобная горе Синай: в Ней Бог является во мраке Своего света.

Молитва восьмая, ко Господу нашему Иисусу Христу

Молитва на церковнославянском Перевод
Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Многомилостивый и ко всем милостивый Боже мой, Господи Иисусе Христе, по великой любви к людям Ты сошел на землю и облекся в плоть, чтобы спасти всех. И вновь, Спаситель, молю Тебя: спаси меня по милости. Ведь если бы Ты за дела мог спасти меня, то это не было бы милостью и даром, а скорее долгом. Так, имеющий великую щедрость и несказанную милость! Ты сказал, о, Христе мой: «Верующий в Меня будет жив и не увидит смерти вовеки». Если же вера в Тебя спасает потерявших надежду, то вот – я верую, спаси меня, ибо Ты – Бог мой и Создатель. Вера моя да зачтется мне вместо дел, Боже мой, ибо не найдешь Ты никаких дел, оправдывающих меня. Но да будет достаточно этой веры моей вместо их всех, да говорит она в мою защиту, да оправдает меня, да сделает причастным Твоей вечной славе. Да не похитит меня сатана и да не похвалиться тем, что отторг меня от Твоей, Слово Божие, руки и ограды. Но хочу ли, или не хочу – спаси меня, Христе Спасе мой, скоро приди ко мне на помощь, поспеши, я погибаю, ибо Ты – Бог мой от чрева матери моей. Сподоби меня, Господи, ныне возлюбить Тебя, как я возлюбил когда-то тот самый грех, и вновь послужить Тебе без лености, усердно, как я прежде поработал на обманщика-сатану. Буду же постоянно служить Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу во все дни жизни моей, ныне, и всегда, и в вечные века. Аминь.

Сшел и воплотился еси – сошел (с Небес) и воспринял плоть человеческую.
Яко да спасеши всех – чтобы спасти всех.
Паки – снова, вновь, опять.
Аще бо от дел спасеши мя – ибо если бы Ты спас меня за дела мои.
Несть се – это не.
Но долг паче – но скорее долг (т.е. то, что должным образом причитается как награда за дела).
Паче – более.
Ей – да, истинно.
Веруяй бо в Мя, рекл еси – ибо верующий в Меня, – сказал Ты (Христе).
Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянные, се верую – итак, если вера в Тебя спасает отчаявшихся (потерявших всякую надежду), то вот, я верую.
Не обрящеши – не найдешь.
Отнюд – совершенно, никоим образом.
Да довлеет  – да будет (ее, т.е. веры) достаточно.
Причастника – участника.
Да не убо похитит – и да не похитит (убо – усилительная частица).
И похвалится… еже отторгнути мя – и не похвалится, что отторг меня.
Предвари –  предупреди (мое желание спастись – то есть не дожидайся этого желания).
Якоже возлюбих иногда – как я прежде возлюбил (иногда – когда-то, некогда).
Тощно – прилежно, с усердием.
Льстивому – лживому, коварному.
Наипаче  –особенно, более всего.
Живота моего – жизни моей.

Молитва девятая, к Ангелу хранителю

Молитва на церковнославянском Перевод
Святый Ангеле, предстояй окаянней моей души и страстней моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согрешил в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь. Святой Ангел, поставленный блюсти мою бедную душу и несчастную мою жизнь, не оставь меня, грешного, и не отступи от меня за невоздержание мое. Не допусти злому демону властвовать надо мною посредством смертного  моего тела. Возьми крепко несчастную и опустившуюся мою руку и выведи меня на путь спасения. О, Святой Ангел Божий, хранитель и покровитель бедной моей души и тела, прости мне все, чем я оскорбил тебя во все дни жизни моей, и, если я чем согрешил в прошедшую ночь, покрой меня в настоящий день и сохрани меня от всякого искушения вражеского, чтобы мне никаким грехом не прогневать Бога, и молись за меня Господу, чтобы Он укрепил во мне страх Свой и явил меня рабом, достойным Своей милости. Аминь.

Предстояй – предстоящий.
Окаянней – злосчастной, бедной, исполненной борьбы.
Страстнейздесь: многострадальной, несчастной (напомним, что страсть означает страдание); впрочем, именно рабство страстям греховным – главный источник несчастья жизни человека.
Ниже – и ни.
Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе – не дай возможности (не попусти) злому и коварному демону завладеть мной (подчинить себе) через угнетение, порабощение моего смертного тела (через мои страсти телесные).
Укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения – в греческом тексте молитвы буквально: «возьми меня за несчастную и опустившуюся (безвольную) руку и выведи меня на путь спасения»; дан образ человека, потерявшего волю и энергию, с «опустившимися» руками, неспособного самостоятельно выбраться на спасительный путь.
Ей – да, воистину.
Вся …еликими тя оскорбих  – всё, чем я оскорбил тебя (еликий – сколький, сколь великий).
Покрый – покрой, защити меня.
Противнаго – противостоящего, вражеского.
Да утвердит мя в страсе Своем – да укрепит Он во мне страх (огорчить) Его.
Достойна покажет мя раба Своея благости – соделает меня рабом, достойным Своей милости (показати означает обычно не «привести к внешнему подобию», как в современном языке, а «сделать явным»).

Молитва десятая, ко Пресвятой Богородице

Молитва на церковнославянском Перевод
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ, есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь. Пресвятая Владычица моя Богородица, святыми Твоими и всесильными мольбами отгони от меня, жалкого и несчастного раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадения и все нечистые, злые и хульные помыслы от окаянного моего сердца и от помраченного ума моего и погаси пламя моих страстей, ибо я слаб и несчастен. И избавь меня от многих пагубных воспоминаний и намерений и освободи меня от всяких дел злых, ибо благословляют Тебя все роды и славится многочтимое имя Твое в веки вечные. Аминь.

Отжени – отгони.
Смиреннаго – жалкого, низкого.
Окаяннаго – бедного, достойного сожаления, несчастного, злосчастного.
Забвение – забывчивость, невнимательность (в деле спасения).
Нерадение – отсутствие старания, усилия; небрежение.
Скверная – нечистые.
Лукавая – злые, завистливые.
Нищздесь: нищий добродетелями, их не имеющий.
Предприятийздесь: замыслов (предприятие – то, что предшествует принятию мысли или действия, предварительное намерение).
Яко благословенна еси от всех родов – ибо Тебя благословляют (прославляют) все народы, все поколения.

«Отчего люди грешат?» – задавал иногда вопрос преподобный Амвросий Оптинский и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что нужно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают. .. Это три исполина: уныние или леность, забвение и неведение, – от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А за тем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления».
Смиреннаго и окаяннаго раба Твоего… Слова смиренный и окаянный часто встречаются в молитвах, поэтому стоит глубже вникнуть в их основные значения. Смиренный означает не только «наделенный смирением» – одной из важнейших христианских добродетелей (говорить о себе Богу: «Я смиренен» – еще нелепее, чем говорить людям: «Я скромен», и в молитве мы не должны допустить и тени превозношения своим мнимым «смирением»!), – но вообще приниженный, низкий, жалкий. Окаянный – несчастный, отверженный, исполненный муки.
Избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Этими словами молитвы мы просим Пресвятую Богородицу освободить нас от многочисленных злых (многих и лютых) мыслей, как о прошлом (воспоминаний), так и о будущем (предприятий), а также от связанных с этими помыслами действ злых. Очень важна направленность этого прошения на хранение ума и сердца. Со вниманием стоя на молитве, мы неизбежно замечаем нашествия тех самых воспоминаний и предприятий, об избавлении от которых молим Пресвятую Богородицу; борьба за молитву (и за подлинно христианскую внутреннюю жизнь) – в значительной мере борьба именно с этими врагами, победить которых в одиночку, без помощи Божией благодати невозможно.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь

Молитва на церковнославянском Перевод
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. Моли Бога о мне, святой угодник (или святая) (имя), потому что я усердно к тебе прибегаю, как к скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

 Яко аз – ибо я.
Прибегаю – обращаюсь, прибегаю с молитвой.

Кроме молитвы Ангелу-хранителю мы должны молиться и тому святому, именем которого мы называемся, потому что он также молится всегда о нас Богу. Каждому христианину, как только рождается на свет Божий, при святом крещении дается святой в помощники и покровители святой Церковью. Он заботится о нас и сохраняет нас от всех бед и несчастий, которые встречаются нам на земле.

Молитва святому заступнику во всех молитвословах приведена именно в таком, наиболее общем, виде, но на практике часто ее произносят иначе, по церковному обычаю – с именованием чина святости небесного заступника: «Моли Бога о мне, святый Архистратиже Божий Михаиле…»; «Моли Бога о мне, святый пророче Божий Илие…»; «…святый апостоле Божий Петре…»; «…святая равноапостольная Марие Магдалино…»; «…святителю отче Николае…»; «…святый великомучениче и Победоносче Георгие…», «…святый священномучениче…», «…святая преподобномученице…», «…преподобие отче Сергие…», «…преподобная мати Марие…» – и так далее.
В эту часть молитвенного правила хорошо также включить краткие молитвенные воззвания и к другим наиболее почитаемым вами угодникам Божиим. Завершить их можно обращением ко всем святым: Вси святии, молите Бога о нас! Хорошо также хотя бы иногда не ограничиваться одним молитвенным воззванием, но прочитать или пропеть тропарь святому (или нескольким поминаемым святым). Тропарь своему святому заступнику следует знать и понимать

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся! — текст и толкование

Тропарь Кресту и молитва за отечество

Молитва на церковнославянском Перевод
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Спаси, Господи, людей Твоих и благослови принадлежащих Тебе, помогая побеждать врагов и сохраняя силою Креста Твоего святую Церковь Твою.

Достояние – собственность, то есть верующие во Христа.
На сопротивныя – над противниками, над врагами.
Жительство – жилище, общество, Церковь
Твое сохраняя Крестом Твоим жительство – силою Твоего Креста сохраняя народ, Твоих людей (т.е. христиан).

Крест Христов имеет особенную силу сохранять нас от всякого зла. Эту силу мы и призываем в молитве Кресту на все достояние Божие – на все, принадлежащее Христу: на людей Его, то есть православных христиан, которые даже имя Христово носят; на наше отечество и в особенности на Святую Церковь – общество всех истинно верующих, среди которых Господь невидимо пребывает и живет.

Краткая молитва о живых

Молитва на церковнославянском Перевод
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан. Спаси, Господи, и помилуй моего духовного отца (имя его), родителей моих (имена их), родственников моих (имена их), начальников, наставников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан.

Духовный отец – священник, у которого вы исповедуетесь и советы которого принимаете.

Краткая молитва о мертвых

Молитва на церковнославянском Перевод
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих: родителей моих, родственников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им все грехи, сделанные по собственной воле и помимо их воли, и даруй им Царствие Небесное.

Упокой – помести в спокойном месте, то есть вместе со святыми в вечном блаженном жилище.
Усопших – уснувших; умершие называются «усопшими», потому что они некогда встанут из гробов (как бы ото сна), воскреснут.
Согрешения вольная – грехи, сделанные по собственной воле.
Невольная – помимо воли, по принуждению или неведению.
Царствие Небесное – вечная, блаженная жизнь с Богом.

В этой молитве мы молим Бога, чтобы Он наших умерших родственников, ближних и всех православных христиан поселил вместе со святыми в Царстве Небесном, где нет никаких страданий, а только одно блаженство, простив им все грехи по несказанному Своему милосердию.

Помянник обычно помещается в молитвословах в конце утренних молитв, однако не каждому удобно и возможно молиться за живых и усопших именно утром. Надо найти наиболее приемлемое молитвенное время для помянника; для кого-то это будет вечер, когда переделаны все дела, для кого-то – середина дня, обеденный перерыв (тогда помянник выстраивается в отдельное молитвенное правило; в таком случае не забывайте об обычном начале  и завершении всего молитвенного чина).

Окончание молитв

Молитва Достойно есть — текст и толкование.

Далее:
Слава, и ныне: Господи, помилуй.
(Трижды)
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.

Обсуждение закрыто.